Салтыков-Щедрин "История одного города" - краткое содержание
Страница: 1 [ 2 ] 3 4 5 6
В \"Губернских очерках\" \"озорник\" брезгливо рассуждает о том, как \"у них\" (крестьян) все \"тупо принимается\": \"у нас столько было tracas с этим картофелем! точно мы их в языческую веру обращали\". Каковы были \"хлопоты\" по обращению в картофельную \"веру\", видно из официального отчета по Вятс-кой губернии, вероятно известного служившему там Салтыко- ву: \"Для приведения толпы в некоторое смущение губернатор велел дать залп из 46 ружей. 30 человек были повержены на землю\". Больше крестьяне не упорствовали, \"убедившись, - как сказано в том же документе, - в пользу мер правительства к разведению сего овоща\". Сравним с этим сказанное в бородав-кипском сочинении: \"...Может случиться и так, что толпа, как бы окоченев в своей грубости и закоренелости, коснеет в ожесточении. Тогда надлежит палить\". Брудастый Демеитнй Варламович (Органчик) - глуповский градоначальник. При первом же появлении \"пересек уйму ямщиков\" и ошеломил представлявшихся ему чиновников воз-гласом: \"Не потерплю!\" Ограничиваясь и в дальнейшем повторением этой единственной фразы, он поверг всех в ужас. Зага-дочность поведения Брудастого нашла неожиданное объясне-ние: у него в голове был органчик, способный исполнять \"не-трудные музыкальные пьесы\" - \"Раззорю!\" и \"Не потерплю!\". Отвечая на упреки в \"преувеличении\", Щедрин писал: \"Ведь не в том дело, что у Брудастого в голове оказался органчик, наи-грывавший романсы: \"Не потерплю!\" и \"РаззорюГ, а в том, что есть люди, которых все существование исчерпывается этими двумя романсами. Есть такие люди или нет?\" Глуповцы - обитатели города, образ которого впервые появился в начале 1860-х гг. в очерках писателя Тлупов и глу-повцы\" и Тлуповское распутство\", запрещенных цензурой. Глу-повцы, как пояснил Щедрин в полемике с критиками книги, - это \"народ исторический\", то есть реальный, не идеализированный, \"люди, как и все другие, с тою только оговоркою, что при-родные их свойства обросли массой наносных атомов... Поэтому о действительных \"свойствах\" и речи нет, а есть... только о наносных атомах\". Эти \"атомы\" - пассивность, невежество, \"начальстволюбие\", забитость, легковерие, способность к вспышкам слепой ярости и жестокости - изображены сатириком в крайне гиперболизированном виде. Глуповец - \"человек, ко-торому с изумительным постоянством долбят голову и который, разумеется, не может прийти к другому результату, кроме ошеломления\". Проявление же иных \"свойств\" имеет для их об-ладателей самые трагические последствия. Судьбы Ионки Козыря, автора книги \"Письма к другу о водворении на земле доб-родетели\", дворянского сына Ивашки Фарафонтьева, который был посажен на цепь и \"умре\" за \"хульные слова\", что \"всем-де людям в еде равная потреба... и кто-де ест много, пускай делит-ся с тем, кто ест мало\", учителя Липкина и других \"вольнодумцев\" составляют глуповский \"либеральный мартиролог\". И только правление Угрюм-Вурчеева привело к тому, что и \"ря-довые\" глуповцы при всей своей забитости ощутили, что \"да-лее дышать в этом воздухе невозможно\".
Страница: 1 [ 2 ] 3 4 5 6
|