Салтыков-Щедрин "История одного города" - краткое содержание
Страница: [ 1 ] 2 3 4 5 6
Беневоленский Феофнлакт Иринархович - градоначальник, сменивший князя Микаладзе. При нем \"благополучие глуповцев... не только не нарушилось, но получило лишь пущее утверждение\", так как Беневоленский фактически устранился от дел. Однако в отличие от Микаладзе он \"чувствовал непреоборимую наклонность к законодательству\" и, невзирая на начальственный запрет, тайком издавал законы, впрочем, не слишком обременительные для глуповцев и даже носившие комический характер (\"Устав о добропорядочном пирогов печении\"). Подумывал даже о сочинении конституции, хотя при этом уже проявилась его истинно градопачалышческая натура: \"Слово \"обязанности\" он сознавал очень ясно, так что мог об этом предмете исписать целые дести бумаги, но \"права\" - что такое \"пра-ва\"?\" Тем не менее, написанный им \"Устав о свойственном градоправителю добросердечии\" содержал крамольные, с точки зрения начальства, пункты: \"Да памятует градоправитель, что одною строгостью... ни голода людского утолить, ни наготы человеческой одеть не можно\". И когда Беневоленский пытался Оправдываться тем, что \"никогда глуповцы в столь тучном со-стоянии не были, как при нем\", ему отвечали, что \"правее бы он был, если б глуповцев совсем в отощание привел, лишь бы от издания нелепых своих строчек... воздержался\". Некоторые детали жизнеописания Беневоленского имеют очевидное сходство с биографией видного деятеля начала цар-ствования Александра I - М.М.Сперанского, чья законотворческая деятельность завершилась опалой и ссылкой. Бородавкнн Василиск Семенович - тип градоначальника, \"у которого ноги во всякое время готовы были бежать неведомо куда\". \"Вмещал... в себе\" много крику. В его сочинении \"Мысли о градоначальническом единомыслии, атакжео градоначальничсском единовластии и о прочем\" отразились не столько даже его \"идеалы\", сколько повседневный обиход сто общения с обывателями, каждый из которых, по его убеждению, \"всегда в чем-нибудь виноват\": \"Речь должна быть отрывистая, взор обещаю-щий дальнейшие распоряжения, походка неровная, как бы су-дорожная\". И хотя он жаловался, что руки у него связаны, и втихомолку сочинял устав \"о нестеснении градоначальников законами\", на самом деле ничем не стеснялся и, ведя войны \"за просвещение\", ходил на обывателей походом, разоряя дома и слободы. При всей фантастичности отдельных деталей (войс-ко Бородавкина состояло из оловянных солдатиков, лица ко-торых в должный момент наливались кровью), у этих эпизодов была вполне реальная историческая основа: насильственное введение картофеля, начиная еще со времен Екатерины.
В \"Губернских очерках\" \"озорник\" брезгливо рассуждает о том, как \"у них\" (крестьян) все \"тупо принимается\": \"у нас столько было tracas с этим картофелем! точно мы их в языческую веру обращали\".
Страница: [ 1 ] 2 3 4 5 6
|